Содержание
Прекрасные Серафимы и мудрые Херувимы занимают верхнюю строчку в ангеловой христианской иерархии. Вслед за ними идут могущественные Престолы, несущие сам трон Божий. Вместе они составляют касту наиболее близких Творцу созданий, очень редко являющихся перед людьми. Однако сведения о них известны через лучших пророков и праведников, пред которыми они представали.
Источники знаний об ангелах – где о них написано
Люди много рассказывают о виденных ими ангелах, контактах с ними, описывают их облик. Но в подавляющем большинстве случаев речь о личных или чужих ангелах-хранителях, живущих промеж людей. Это виды ангелов, относящиеся к земным служителям, представляющим низшую ступень иерархии. Однако есть еще ангелы высшие и средние, свои – в каждой религии. И в христианстве в первой тройке стоят Херувимы, Серафимы, Престолы, составляющие высшие три чина из девяти.
Подобное разделение пришло из древних текстов, которые сегодня считаются каноническими. Это:
- Ветхий Завет (Библия);
- Новый Завет (Библия);
- Священное Писание;
- Коран;
- Танах, Талмуд.
Наиболее полно об устройстве мира ангелов повествует Священное Писание. На него и Библию опираются в этом вопросе в Русской Церкви (Православии). Отдельный мир представляют собой исламские ангелы, упомянутые в Коране. Иудейские ангельские сущности во многом похожи на христианских, но различаются по количеству, главенству, иногда, именам.
Тем не менее, высшие представители ангельского мира похожи между собой у всех религий. Вплоть до имен и обязанностей. Это говорит о том, что ангелы, действительно, существуют, и вольных трактовок здесь быть не может.
Несмотря на то, что ангелы способны принимать любой облик, есть точные сведения, кто такие серафимы и херувимы, как они выглядят. Эти знания пришли из древних времен, когда первые люди были еще очень близки к Богу. Тогда небесные посланники часто спускались к пророкам или избранникам, а Творец приоткрывал свои чертоги для земных.
Как устроены ангельские иерархии в разных религиях, подробно расписывает Википедия, а о мире высших ангелов можно узнать прямо сейчас.
Высшие из высших – Метатрон, Иехоил, Люцифер
Каждый ангельский чин представляет собой отдельное войско служителей, во главе которого стоит самый лучший посланник, избранный Творцом. Одновременно можно назвать этого ангела главным над всей ангельской ратью.
В христианстве, включая Православие, таким предводителем когда-то был знаменитый Люцифер. Любимчик Создателя, он был самым прекрасным, самым одаренным среди всех. Но упоенный своей красотой и силой, однажды любимец Бога возжелал занять трон Творца или встать с ним на одну ступень. За что был изгнан во тьму, где стал известен под именем Сатана.
На смену падшему Люциферу явился другой сильный ангел – Иехоил (Иехоэл). Посланник настолько чистый, что ему единственному открыто истинное имя Отца. Иехоэл лично отвечает за защиту всего живого от демона Левиафана, что ему с блеском удается.
Оба названных ангела являются серафимами – наивысшими в ангельской иерархии у христиан и иудеев. У последних Иехоэл считается прежним именем Маттатрона (Метатрон) – высшего ангельского правителя по Талмуду. Однако сам Маттатрон не записан ни в одни верховные ангелы Серафимы, Херувимы или Престолы.
Маттатрон – бывший когда-то смертный, своей праведностью заслуживший высокую честь возглавить несметное войско божественных помощников на небесах. Авторитет его был так высок, что по преданиям ему даже был отведен отдельный трон. Постепенно положение Метатрона стало яблоком раздора между «подчиненными». С одной стороны, посланники не хотели служить простому смертному, хоть и бывшему. С другой – два престола стали порождать различные сомнения. В конце концов, предводитель был изгнан из небесного мира.
Вместе с тем, такая трактовка используется не везде. В целом, Метатрон признается непогрешимым любимчиком Бога, всегда стоящим к нему ближе всех, независимо от его положения. Несмотря на то, что его истинный чин – Архангел, относящийся к более низкому рангу.
Метатроном, согласно многим апокрифам, считается библейский праведник Енох.
Чем живут Серафимы
Итак, первые по чину согласно большинству про христианских канонов, это Ангелы-Серафимы, затем Херувимы, третьими правят Престолы. Спутать с кем-то Престолов невозможно, они не похожи ни на одних представителей Небес. А вот изображение херувимов и серафимов схоже внешне, и отличить их можно только по поведению и цвету.
Обязанности серафимов:
- окружать трон Господа, защищая его;
- восхвалять святость Господа ритуальным пением;
- нести замысел и славу Господа в мир, обращать в веру еще непосвященных;
- карать отступников – смертных, своих.
Вид серафимов:
- громадный рост;
- шесть крыл – два, чтобы прикрывать лик, два, чтобы прикрывать тело, два, чтобы летать;
- огненные одежды – красные, оранжевые, малиновые;
- один лик, в виде прекрасного молодого мужа или юноши.
Последними двумя признаками серафим и херувим отличаются друг от друга.
Грозные серафимы способны испепелить целые народы, богохульствующие или не признающие Бога. При этом никакого оружия у них нет, только способность извергать жаркое пламя. Вместе с тем, им же эти ангелы освещают путь заблудшим или страждущим. В этом их разница с херувимами, ибо херувы играют другую роль.
Обязанности и место Херувимов
Все, чем отличается серафим от херувима, является главной сутью вторых по чину божьих посланников:
- херувимы только иногда имеют 6 крыльев, чаще всего это 4 крыла, так как они не прячут лика;
- одеяния их лазоревые, а не огненные;
- имеют 4 лика, по одному с каждой стороны, из которых только одно – человеческое, остальные – орлиное, львиное, бычье;
- никого не наказывают, однако держат в руках огненные мечи, ибо стоят на страже ворот рая;
- главная обязанность херувов – принимать уже идущих к вере, показывая им путь к Творцу, в то время, как серафимы обращают в веру с ноля.
Херувимы – сама мудрость. Несмотря на второй чин, они стоят ближе к Создателю, поддерживая его престол, помогая ему передвигаться, познавать себя, мироздание. В разных религиях херувимы и серафимы постоянно меняются местами по главенству. По своей силе, влиянию на людей, значению для Господа они, скорее, равноценны. Только серафы более воинственные, пылкие служители, херувы же служат больше познанию, учению.
Стоит знать, что канонические херувимы не имеют отношения к путто – пухлым херувимчикам с крылышками. Такие изображения появились в Эпоху Возрождения, порожденные чувственным восприятием религиозных художников. Настоящие же херувы часто выглядели устрашающе, странно, непонятно для людей. Например, пугали большим количеством моргающих глаз на крыльях, или большим количеством ног, по паре на каждый лик. Есть описания, где у херувов по 12 крыльев.
В отличие от серафимов, которых изображали очень редко, для херувимов существует отдельная икона и отдельная молитва – херувимская песнь. В Православии это самые благословенные и почитаемые ангелы, олицетворяющие всю мудрость и милосердие Бога.
Как служат Престолы
Наверное, самые необычные из всех ангельских существа, это третьи по рангу приближенные Творца – Престолы. Чего стоит один их внешний вид: создания без рук, без ног, в виде огненных колес, усыпанных глазами и оснащенных 4 крыльями. Представить такое можно лишь по примерному фото или картинке. На иконах во избежание шока изображаются редко, на фресках часто предстают в виде обычных человекоподобных существ с кругами у ног.
Подобный облик обусловлен ролью, которую Престолы выполняют в высшем мире:
- Носить Господа – Престолы являются опорой Творца в его передвижениях или повседневных делах. Восседая на них, он творит суд над грешниками или отдает указаниям другим своим служителям. Отсюда вид Колеса. Именно так они называются у иудеев (в оригинале – Офанимы).
- Помогать человеческому правосудию. Престолы курируют работу человеческих судов, главенствующих лиц, выполняющих работу в этих судах. Следят за исполнением Законов на Земле и на Небесах.
Престолам подчиняются все остальные виды ангелов, которых после высших есть еще 6 чинов. Над Престолами стоят серафимы и херувимы, а также сам Создатель.
В Православном христианстве Престолы являются символом Божьей опоры. Праведные люди стремятся достичь подобного совершенства, чтобы заслужить честь стать таким же постаментом, на который будет опираться Всевышний при исполнении своих замыслов. В целом же, высшие чины ангельской иерархии почитаются, как сам Бог, и выступают великими проводниками смертных к трону Творца.