В чем разница между Сатаной, Дьяволом и Люцифером

У многих людей и исследователей демонологии возникает вопрос: чем же отличается Сатана от таких сущностей как Дьявол и Люцифер? Путаница в сознании и различии этих имен образуется по причине не точных переводов и дальнейшего неправильного их употребления. Часто все три имени синонимично используются для описания одного и того же существа – как все имена Люцифера. Такой подход имеет место быть, однако знать изначальные характеристики каждого также важно.

В чем разница между Сатаной и Дьяволом?

Дьявол и Сатана – во многих источниках это одно и тоже имя на двух разных языках. В Википедии можно найти перевод с иврита имени последнего: «противник». Он используется для обозначения нескольких существ в Ветхом Завете, хотя в некоторых случаях он относится к отдельному персонажу. Именно он искушает Иова (данный момент очень любопытен для теологов, так как искушение происходит с разрешения Бога) в одноименной книге.

«Дьявол» – это англицизация греческого diablos, что в переводе также означает противник. В Новом Завете это имя обозначает особого персонажа, который по большому счету обладает той же ролью, что и Сатана: ему поручено искушать последователей Бога и отвести их от исполнения его воли. Яркий пример выполнения им этого поручения: искушение Иисуса в пустыне.

Стремление описать именем Сатаны всех злых существ земли происходит от зороастрийского творения и синкретизации слов: Ахура Мазда  Аримана / Ангра-Майнью = Шайтана / Сайтана. Это больше относится к сюжетам в шумерских, аккадских и вавилонских древних историях.

Сатана и Люцифер – это разные демоны

Люцифер, с другой стороны, является «утренней звездой». Это одно из древних названий планеты Венера. Венера впервые появляется в Исаии (на иврите обозначается как Хейлел), где это иносказательное название для человеческого царя. Разница Люцефера и Сатаны в том, что первый также появляется в Новом Завете, но не пересекается со вторым.

Дьявол от Люцифера отличается смысловой отсылкой второго на короля, чья сила уменьшилась. Это греческое слово, означающее Гилель, сияющую звезду, утреннюю и вечернюю звезду.

Отличие Дьявола от Сатаны

Имя Сатана стало смешиваться с дьяволом гораздо позже. Так, в раннем христианстве этот персонаж не имел подобной явно выраженной негативной коннотации – его иногда использовали в качестве названия для Иисуса в ранних молитвах и гимнах.

Дьявол происходит от слова Деви, которое имеет тот же корень, что и дьявол и божество. Это древняя дихотомическая традиция: Зороастрийцы называли своих добрых богов асурами, а злых существ – девами. В Ведах Ашуры были богами демонов на востоке  (Ревнивые Боги), а их боги (запада) – Дэвис. Таким образом, в древних языках есть именные сходства, разные древние народы смотрели на других богов по их именам как на зло, а своих воспринимали как добро.

Чем отличается Сатана, Дьявол и Люцифер в Библии

В Библии нет ни одного стиха или отрывка, в котором явно сказано: «Люцифер – Сатана», но изучение нескольких отрывков показывает, что это два имени единого духа. Падение Люцифера, описанное в Исаии 14:12, вероятно, то же, что Иисус упоминал в Луки 10:18: «Я видел сатану, падающего, как молния с небес». Подобное падение изображено в Иезекииль 28.

Исаия 14: 12-18 описывает падение с небес человека по имени «Люцифер» в версии короля Иакова и «утреннюю звезду, сына рассвета» в NIV. Другие версии Библии называют его «Дневная звезда», «сияющая звезда» и «яркая утренняя звезда». Эти различия обусловлены разногласиями по поводу перевода ивритского словогела. Несмотря на это, описание того, о ком идет речь, показывает, что это может быть не кто иной, как Сатана. Из собственных слов Иисуса в Евангелии от Луки известно, что он пал с небес. Таким образом, когда Исаия говорит о том, что Люцифер или Хелел низвержены на землю (Исаия 14:12) – речь идет о Сатане. Причина его падения найдена в стихах 13 и 14:

Это вечное желание – быть Богом, и именно такое искушение он и использовал в Эдемском саду, чтобы заставить Еву ослушаться Бога: « Ты будешь как Бог» (Бытие 3:5).

Иезекииль 28 – это еще один отрывок, относящийся к Люциферу. Хотя всё и начинается с того, что Бог повелел Иезекиилю «поднять жалобу на царя Тира» (ст. 12), злого царя-идолопоклонника, вскоре становится ясно, что в этом отрывке также говорится о силе, стоящей за этим царем. Сила эта – Сатана. В стихе 13 говорится, что он был «в Эдеме, в саду Божьем». Очевидно, что царь Тира никогда не был в Эдеме. В стихе 14 говорится: «Вы были помазаны херувимом-хранителем, потому что я рукоположил вас». По-видимому, у Люцифера была позиция ангела-хранителя на небесах «среди огненных камней», считающихся сияющими драгоценными камнями, которые можно увидеть в других описаниях небес (Исход 24:10; Откровение 21: 18-21).

Подводя итог различий Дьявола, Сатаны и Люцифера, можем заключить, что большинство исследователей склоняются к мнению, что Люцифер и Сатана в Библии – одно и то же имя для единого существа. В других источниках и культурах – это 3 разных сущности. К какой из версий склоняться – личный выбор каждого в зависимости от убеждений и вероисповедания.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Ссылка на основную публикацию