Как отмечают День Перуна (Перунов день) – традиции праздника славян

Перунов славный День считается одним из главных праздников в славянском язычестве, который посвящен богу-громовержцу, покровительствовавшему землепашцам, воинам и правителям.

Суть праздника и связанные с ним обычаи

Дата празднования Дня Перуна – 20 июля. В День Велеса (12 июля) начинали покос. С Перуновым Днем же связан сбор урожая и заготовка сена. После завершения торжественной части приступали к подготовке полей и высадке озимых зерновых и прочих культур.

Как и многие другие праздники славян, День Перуна изначально ассоциировался с земледелием. Однако основной его смысл заключается не только в изменении погодных условий, необходимых для хорошего урожая, но и с почитанием громовержца, возглавлявшего языческий пантеон.

Особым уважением Перун пользовался у воинов и правительственных особ, однако и рядовые жители селений и городищ выражали богу, повелевавшему молниями, свой почет и расположение. В давние времена в канун праздника принято было поздравлять всех лиц мужского пола от мужей и отцов до братьев и сыновей. Однако отнести праздник, отмечавшийся во второй половине июля, к числу воинских, будет не совсем корректно. Важную роль в нем играет земледельческий фактор, предполагающий смену разновидности полевых работ. Часть празднований, на которых происходило посвящение в воины, была доступна только для мужчин.

В наши дни принято считать, что дождь способен омрачить празднование любого торжественного события, проводящегося под открытым небом. Однако согласно старинному приданию, дождь в праздник Перуна является очень хорошим знаком. Капли дождя смывают различные болезни, избавляют от порчи и сглаза, а также рассеивают злые чары. В случае, если ливень сопровождался молнией и раскатами грома, народ начинал ликовать, понимая, что могущественный бог тем самым выражает свое почтение всем людям, собравшимся в его честь.

Несмотря на позитивное значение грозы, символизирующей милость великого покровителя, ее старались переждать в безопасном месте. В противном случае значительно повышался риск пасть непреднамеренной жертвой охоты громовержца на коварных змей. После окончания празднования Перунова Дня нельзя было купаться в водоемах, однако с его наступлением народ старался окунуться в реках и озерах в последний раз. Люди верили в силу мощнейших очищающих и целебных свойств воды в канун великого дня.

Точная дата праздника вызывает массу дебатов и горячих споров и по сей день. Одни исследователи утверждают, что он выпадает на второе августа, другие же полагают, что отмечать его необходимо 20 июля. Какая из версий соответствует истине и согласовывается с языческим славянским календарем – до сих пор доподлинно неизвестно.

Особенности празднования Дня Перуна в старину

Приготовление к великому Святодню, посвященному пахарям-радарям и защитникам родных земель, начиналось за 8 дней до праздника (в канун Велесова Дня). Предварительно заготавливали особое пиво, необходимое для проведения обрядов, а также для воздаяния треб богу-громовержцу и угощения для всех гостей, явившихся на торжество. В качестве закуски делали блюда из творога. Позднее, когда христианская церковь заменила название праздника на Ильин день, в обязательный рацион вошли мясные блюда.

В начале празднования добывали живой огонь при помощи трения для разжигания обрядового костра. Эта задача обыкновенно ложилась на плечи жрецов и волхвов. В некоторых случаях их роль доставалась наиболее авторитетным мужчинам поселения. По утру проводили зачин (общее собрание всех лиц мужского пола, проживающих в селе). У каждого из них была определенная разновидность оружия: охотники брали с собой гарпуны вместе с луками, земледельцы – топоры и клинки, а воины – острые мечи.

Зачин сопровождался торжественным шествием с песнопениями и демонстрацией владения различным вооружением. В день бога Перуна воины проводили обряд освящения оружия на специально оборудованных капищах. После того, как сплавления были завершены, а требы вознесены, оружие укладывалось неподалеку от капища, а затем произносились слова, дарующие оружию благословление. Древние легенды гласят, что благодаря подобным ритуалам войска славян обретали непобедимость в бою. Похожие обряды нередко используются и в наши дни современными солдатами.

По завершению обрядов на бревнах, на которых устанавливался ритуальный костер, ставилась ладья из дерева с требами и прочими подношениями для могущественного бога громовержца. Некоторые источники утверждают, что жертва Перуну могла включать в себя крупный рогатый скот (быков), а также человеческие жертвы. Однако многие авторитетные историки полагают, что обычай приносить кровавые требы появился после того, как громовержца сменил христианский Илья-пророк.

Правом разведения ритуальных костров в Перунов День обладали только волхвы и жрецы. Используя пламя костра, они освящали оружие и защитные обереги, помогающие одержать победу в тяжелом бою. После выполнения обряда жрецы воздвигали курган, на котором проходили ритуальные бои, символизирующие схватку Велеса и Перуна. Выигрывал боец, олицетворяющий громовержца, однако схватки носили постановочный характер, поскольку противостояние двух богов не было серьезным. Когда шуточные сражения подходили к концу, начинался период торжественного посвящения воинов под патронатом жрецов.

Обряды в Перунов день выглядели примерно следующим образом:

  • Будущим войнам нужно было пройти ряд испытаний, первым из которых являлось прохождение сквозь Навь при поддержке жреца.
  • Следующее испытание заключалось в преодолении дорожки, усыпанной раскаленными углами.
  • После успешного преодоления двух непростых заданий войну предстояло пройти третье испытание, в котором ему предстояло отыскать дуб. При этом ему завязывали глаза, а для определения направления с помощью звучания окружающего пространства и направления ветра.
  • Четвертым испытанием были 3 загадки, которые определял авторитетный воин или волхв. Не справившихся с возложенными задачами закапывали под землю, а откопать их имели право исключительно другие участники во время прохождения одного из этапов посвящения.
  • Для того, чтобы пройти завершающее испытание в День Перуна, необходимо было оторваться от погони и прибыть в указанное место. Считаться воином мог только мужчина или юноша, успешно прошедший 5 испытаний. В случае поражения его ожидала дальнейшая участь скотовода или землепашца, или ремесленника. Прошедшие все ступени собирались под священным дубом для получения оружия, освященного жрецами.

Когда посвящение подходило к завершению, к празднованию подключались мирные жители, которые могли принять участие в различных игрищах и кулачных боях. После завершения состязаний древние славяне отправлялись на шумное пиршество, поминая почивших в боях героев и чествуя славного громовержца. Столы ломились от медовухи, пива, кваса, различных блюд из круп, домашней птицы, овощей, творога и дичи. Большой важностью для воинов отличалась ночь, следующая за Перуновым днем. Жрецы говорили, что хороший воин обязан уметь не только отважно сражаться, но и отдыхать. Поэтому победители испытаний после завершения пиршеств проводили ночь в объятиях любимых женщин.

Как выбирали жертвы для Перуна

Перун считался самым воинственным и грозным языческим богом, поэтому подносимые ему жертвы редко состояли из питья и пищи. Зачастую в честь громовержца закалывали петухов или быков. Википедия утверждает, что славяне нередко приносили человеческие жертвы из числа военнопленных. В выборах кровавой требы участвовали все жители села, способные обращаться с оружием. Голосование происходило за 8 дней до начала празднования на Велесов сноп.

Жертву содержали в комфортных условиях. Пленным предоставляли обильное питание и достаточное количество воды и меда, поскольку Перун мог разгневаться в случае принесенного в дар изможденного немощного человека. Жертвенную кровь проливали в специальный желоб возле изваяния, расположенного на капище. Кровавая отметка наносилась на лоб каждому из присутствующих воинов. Далеко не всегда для принесения жертвы требовалось убийство. В случае отсутствия осадков выбиралась одна женщина из толпы, которую обливали водой с целью предотвращения засухи.

Обряды и ритуалы Перунова Дня

В славянский праздник, посвященный громовержцу, нередко запускали плот из бревен (огневица) по течению реки. На него устанавливали свечу и перед отправлением в свободное плавание делали наговор заветных желаний. Обливание ледяной водой в канун Перунова Дня избавляло от порчи, сглаза и заболеваний. Данный ритуал выполняется ранним утром, делать его нужно, стоя на поверхности земли босыми стопами. Празднование в честь могущественного бога считалось наилучшим временем для защиты собственного жилища и членов семьи от негативного влияния.

Сделать защитный оберег можно из нового гвоздя и дубового листа при помощи обычного молотка. Лучшим временем для создания оберега является утро. Ритуал проводится в одиночестве. Следует воззвать к Перуну, попросив его зажечь Божий Свет вокруг и озарить землю молниями. Затем необходимо обратиться к громовержцу для того, чтобы он оградил членов Рода от недоброжелателей и врагов, нещадно испепелив их в случае агрессивных выпадов.

Закончив речь, необходимо поблагодарить предков, богов и громко произнести:

Остается забить гвоздь в дверной косяк со стороны входа. При этом он вслух отождествляется со щитом громовержца. Затем перечисляются все члены Рода, которым необходимо обеспечить покровительство бога, воздав хвалу Ладе-Матушке и Сварогу-Батюшке.

Обращаться к языческим богам важно не шепотом, а отчетливо и громко. Канун Перунова Дня позволяет воздать почести предкам и получить покровительство высших сил, а также ближе познакомиться с богатейшей культурой славянского язычества. Праздник отлично подходит для избавления от болезней, отрицательного влияния и усиления защитного потенциала создаваемых вручную магических оберегов.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Ссылка на основную публикацию