Морские сирены в мифологии – кто эти страшные существа и какова их роль

Страшные мифические существа, завораживающие своим пением, сирены наверняка знакомы каждому любителю древних мифов и легенд. Сегодня существует множество хорошо известных литературных произведений, фильмов, сказок, компьютерных игр, посвященных сказочным морским обитателям. Что же скрывают эти персонажи мифов, почему они получили такую популярность?

Кто такие морские сирены, как они произошли

Сирена – это мифическое существо, соединяющее в своем образе красоту и коварность морских просторов. Они такие же непредсказуемые, как и водная гладь, которая, на первый взгляд, может казаться мелью, а на самом деле, полна подводных рифов или, наоборот, черная глубина, которая может оказаться заросшей водорослями мелью.

В мифах рассказывается о двух внешних обликах этих морских красавиц. Одни легенды о сиренах говорят, что это полу-девушки, полуптицы, а другие настаивают на том, что сирены – родственницы русалок, которые обладают такой же завораживающей девичьей красой и длинным рыбьим хвостом.

Всеми известная «Одиссея» рассказывает о существовании двух сказочных монстров, однако автор (Гомер) не называет их имена. В более поздних источниках уже упоминается и третья красавица. Эти волшебные создания, как и все смертные, носили имена. Их звали Персинойя, Аглаоа и Тескепия, соответственно старшая, средняя и младшая сестры. Каждая из них имела свой особенный дар: одна завораживала путников, играя на кефаре, средняя приманивала добычу прекрасным голосом, а младшая обладала талантом игры на флейте. Сирен в мифологии можно встретить и под другими именами. Так старшую называли Парфенопой, среднюю – Лигейей, а младшую – Левкосией.

Нет достоверных сведений, кто мог быть родителем этих страшных созданий. Если верить одним сказаниям, то их родительницей была одна из трех главных муз, по другим версиям – Богиня хаоса Кета, третьи же называли их матерью Стеропу. По поводу отца также нет конкретного ответа: одни считали, что это был Ахелой, другие же – Форкий.

Каждый из возможных родителей, которых можно встретить в мифах о сиренах, также имеет свою интересную историю и предпосылки к порождению этих водных чудовищ.

К примеру, Форкий, морской подземный царь, который правил океанскими просторами до появления Посейдона, был очень жестоким и недолюбливал людей. Ради забавы он, вместе со своей властной женой Кетой, могли поиздеваться над смертными с помощью водяных монстров. Эти ужасные божества являются создателями таких чудовищ, как Ехидна, Ладон (100-главый дракон), горгон, гесперид. Поэтому, вполне вероятно, что создание смертельных певиц – их рук дело.

Если говорить об Ахелойе (властелине рек), он был менее жестоким, чем два предыдущих «кандидата в родители». Он стал одним из героев мифа про Геркулеса. Там бог предстал в образе быка, которого поверг герой ради спасения прекрасной девушки. Если верить одним источникам, то благодаря союзу Мельпомены с речным божеством и появились поющие русалки.

Форкий, так же, как и Ахелой, умел менять внешность. Возможно, именно поэтому так разняться описания морских сирен в различных источниках, ведь оба из предполагаемых отцов были оборотнями. Легенды, появившиеся после «Одиссеи», описывают океанских чудищ, как сладкоголосых девушек, обладающих крыльями, как русалок с волшебными голосами, как существа с птичьим телом, но головой женщины. Один из отцов дал существам свой ужасный, злобный, жестокий, кровожадный характер, а мать одарила их талантом.

Можно встретить версию, что сирен прокляли и поэтому они остались наполовину в человеческом обличии, а на половину в животном. Согласно одному сказанию, морские певицы не смогли защитить Персефону от Аида, а после ее исчезновения, не предпринимали попыток найти свою покровительницу. За такую безответственность мать Персефоны Деметра «наградила» нерадивую свиту своей дочери проклятьем.

Согласно другой версии, девушки все же пытались найти свою госпожу, что было не по нраву Зевсу, который был не против кражи Персефоны. Чтобы избавиться от сирен, боги осуществили превращение красавиц в птиц.

Еще по одной версии, морские красавицы сами возжелали принять такой облик.

Мифические существа сирены в легендах

Одно из сказаний повествует о песенном турнире между морскими певицами и музами, устроенном богиней Герой в городе Аптер. Неизвестно, зачем Гере понадобился этот турнир. Ходили слухи, что Зевс влюбился в одну из океанских красавиц, и, чтобы устранить конкурентку, богиня брака придумала такой конкурс. Музы победили и оборвали перья у океанских певиц, сделав из них себе украшения на голову. Сжалившись над униженными существами, Зевс даровал им Анфемоэссу (остров в океане).

Древние сказания, которые появились после Гомеровского произведения, рассказывают о морских чудовищах, которые поют на острове, окруженном острым рифом. Эти монстры завораживают моряков звуками своих голосов, корабли разбиваются о скалы, а добычу девушки вытаскивают на берег и съедают. Счастливчику Орфею со своими спутниками удалось спастись от этих чудищ. Благодаря тому, что Орфей сам обладал чарующим голосом и волшебной игрой на лире, все время, пока корабль проплывал мимо опасного места, молодой человек играл и пел. Однако один из моряков чудесным образом все же был заворожен. Он спрыгнул с корабля в море и поплыл навстречу смерти. Ему удалось выжить только благодаря богине любви.

Первым источником, где упоминались морские чудища, была «Одиссея». Там Гомер детально описал, где находился остров, на котором обитали океанские певицы. На острове творилось ужасное: он был «застелен» остатками высохшей кожи и костьми. Одиссей, благодаря своей изобретательности, смог спасти себя и свою команду. Он придумал засунуть в уши пчелиный воск, который смог защитить моряков от чарующих звуков. Сам же, в силу любопытства, попросил приковать себя к мачте, чтобы понять, почему эти песни такие чарующие. Команда смогла удержать капитана и не отправить его на верную гибель.

Для сирен было губительно пропустить хотя бы один корабль без жертв. Им напророчили скорую гибель после такого случая. Пропустив корабль Одиссея, водные монстры сошли с ума. Одни из них бросились в воду. Сирены в море превратились в большие скалы. А другие, начали ощипывать себя и остальных, после чего утопились. Чаще всего можно встретить версию, что смерть сирена принес не Одиссей, а Ясон с Аргонавтами.

Если верить Софоклу, ему удалось не только повстречаться с живыми сиренами, но и пообщаться с ними. Согласно его повествованию, эти воздушные девы обитают в Аиде и создают истинную гармонию с помощью своих песен.

Встречается в источниках и связь водных красавиц с существом под название Дельфийский Оракул.

Картинки с изображением таинственных созданий размещали на могилах во времена Древней Греции. Создавались множество повествований и легенд об этих существах, в их честь был возведен храм и гробница.

Морские Чудовища в период Средневековья

С приходом периода Средневековья все древние мифы стали трактоваться со стороны, выгодной католичеству.

«Физиолог», средневековый труд, вещает о сиренах следующее:

Этот текст был переписан иными словами из творения Гомера. Под образом сирен средневековый автор имел в виду всех двуличных людей, в том числе, пришедших к власти.

В трактатах этих времен встречается сравнение Одиссея с Христом, которого приковали не к мачте, а к кресту. Церковь сравнили с кораблем, а сирен – с пороками. Сладким пением пороки пытались соблазнить человека, но лишь вера (представленная в образе веревок) смогла его спасти. В средневековом переводе сирены как раз и обрели рыбьи хвосты.

Сирены в современной культуре

Сегодня эти мифические существа фигурируют как одни из главных героев множества сказок, произведений и фильмов. Фото океанских красавиц встречаются на множестве сайтов в интернете. Про них даже снимают многосерийные сериалы и создают компьютерные игры.

Мистические существа сирены действительно завораживают человека и по сегодняшний день своей таинственностью и красотой. Ведь до сих пор не удалось разгадать, в чем же такое волшебное свойство их голоса.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Ссылка на основную публикацию