Как и когда проходил славянский новый год – народные приметы и суеверия

Празднование Нового года на первое января было перенесено Петром 1, а до этого славяне считали наступление подобных праздников самым важным событием. А так как  вся жизнь древних славян была связана с  полевыми работами, то и славянский праздник Новый год был приурочен к началу сборки урожая.

Конечно, даже в наше время исследователи-этнографы, изучающие культуру славян, много спорят о том, как проходило празднование древнерусского Нового года.

Поклонение Коляде – богу зимы и другу детей

Наиболее близким праздником, схожим со славянским Новым годом, был праздник поклонения Коляде, отголоски которого до сих пор сохранились во многих среднерусских селах. Ребятня наряжается в костюмы животных, других мифических существ и ходит из дома в дом с пожеланиями счастья и здоровья, а за это получают сладости и деньги. Бывает так, что жадным хозяевам, которые ничего не подали колядующим, развалят поленницу дров или закроют трубу, чтобы дым пошел в дом, а то и воду под порог подолью, дверь приморозят.

Пройдя всю деревню из конца в конец, веселые ватаги молодежи и подростков сравнивают количество добычи и затем весело пируют все вместе.

Девушки на выданье в это время часто занимаются гаданиями, к ним порой присоединяются и более взрослые подруги.

Ошибочно считать, что хождение со звездой появилось только после принятия христианства. По древнерусскому календарю праздник, посвященный богу Коляде начинался  в ночь с 24 на 25 декабря. А двенадцатиконечная звезда всегда была важным символом, поскольку олицетворяла все 12 месяцев года, которые подчинялись доброму и влиятельному Коляде, кроме того, именно в это время по ночам на небо высыпало больше всего ярких звезд – это также  порождало множество примет и суеверий.

Языческий праздник  проходил  по древнеславянскому календарю в самую продолжительную ночь и продолжался 12 дней. В то время у древних славян было мало хозяйственных забот, можно было предаваться удовольствиям и увеселениям. Тем более, считалось, что в самую длинную ночь все магические ритуалы обладают особой силой.

Но Википедия считает, что праздник Коляды не имеет ничего общего с Новым годом у славян, это особые, очень важный день, который связан с временами года и природными явлениями. А новый год, по древнерусскому календарю, праздновался совершенно в другое время.

Что гласит легенда

По древней легенде, на славянский Новый год, происходила борьба не на жизнь, а на смерть молодого и веселого бога Коляды со страшным и злым богом Кощеем. После того, как Коляда одерживал победу, день начинал прибавляться, и в природе происходил поворот к новому циклу.

В этот период нужно было выбрать подходящее полено, которое отображало символ солнца, а именовали его – Бадняк. Выискивать полено приходилось в лесах, обычно такое дело доручалось молодым людям и подросткам. В каждом доме такое полено сжигали в печи, поскольку считалось, что именно из его пламени рождается новое солнце и дарит каждой семье счастье и здоровье.

ДО наступления сумерек все хозяйки тщательно убирали свой дом, на стол обязательно стелили новую белую скатерть и ставили различное угощение, которым будут угощать колядующих, а также обязательно втыкали в пазы между бревен ветки сосны или ели. Считалось, что их острые иголки отгонят от дома черные помыслы и дела.

Церковный  Новый год

Есть предположения, что славяне отмечали Новый год  в сентябре. Согласно церковным хроникам, которые вообще отрицали существование подобного праздника у язычников – славян, празднование Нового года начинается с момента принятия Христианства и датируется 1 сентября – отмечался он шумно и весело, а в церквах и храмах обязательно проходили специальные праздничные службы.

Светские археологи и культурологи считают, что все христианские праздники тесно соседствуют с их языческими собратьями и привязаны к природным явлениям и полевым работам. Поэтому они привязывают дату праздника к осеннему солнцестоянию: 21-22 сентября, когда основные полевые работы были уже закончены, и можно было себе позволить небольшой отдых перед заключительными работами.

Современные исследователи нового язычества также считают, что это было самым подходящим временем для праздника, поскольку на Руси считалось, что любое дело нужно начинать с торжества и веселья.

ИНТЕРЕСНО: наши предки в любые солярные праздники наряжали деревья: сосну, ель, березу, липу, поскольку они считались главными покровителями людей. Причем для того, чтобы украсить дерево, его не рубили, а выезжали на природу, а порой сажали такие сакральные растения у порога дома. Они считались домашними оберегами от злых сил.

Споры по поводу праздника

Славяне не употребляли в речи слово «год», в основном говорили «лето», поэтому и Нового года, как такового, не было, а было новолетие.

И хотя существует много споров, что именно наши предки считали окончанием года, и какого числа отмечали переход к новому этапу жизни, но называли его именно новолетием.

Одна из популярных точек зрения, что это день, когда должно наступить новое лето. По старославянскому календарю день весеннего равноденствия – 21-22 марта, именно в это время отмечали проводы зимы и встречу нового лета. В древности праздник назывался Комоедица, то есть поедание блинов, сейчас его истоки можно наблюдать во время Масленицы.

Но некоторые исследователи – этнографы и лингвисты отрицают эту точку зрения, поскольку у славян не было отдельного названия для летних месяцев, были только такие времена года как весна, зима и осень. С наступлением теплого времени до  глубокой осени продолжались тяжелые полевые работы, а зимой – спокойный  отдых или борьба за жизнь, если год выдался неурожайным.

Нельзя не заметить, что существует научное мнение, что старославянский Новый год и Новолетье  различные праздники никак друг с другом не связанные.

Некоторые современные славянские общины отмечают  старорусский новогодний праздник в День Ивана Купалы – период летнего солнцестояния.

Итак, пока что сложно ответить, когда заканчивается годовой цикл по древнеславянскому календарю, также сложно вычислить когда праздновали новый год славяне. Археологические раскопки не дают точного ответа. С точки зрения языческой мифологии,  новый год у славян обязательно отмечался в один из  дней, связанных с положением солнца на небе, но в какой именно, историки к единому мнению еще не пришли.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Ссылка на основную публикацию