Сожжение ведьм на костре – история, причины, особенности обычая

Были времена, когда всех необычайно красивых женщин и девушек приравнивали к ведьмам. На них вели охоту и жестоко казнили. Свою смерть красавицы принимали через огонь. Разберемся, почему раньше ведьм беспощадно сжигали на костре, и по какой причине в различные времена человека считали злым колдуном.

Гонение магов в средние века

Группа людей, которая приговаривала магов к смерти через сожжение, называется инквизиция. Эта организация стремилась истребить как можно больше людей, обладающих магическими способностями.

Было принято считать, что все, кто имел волшебный дар, заполучили его через сделку с дьяволом. Таких особенных людей топили, сжигали или лишали головы.

XV-XVII века стали наиболее опасными и смертоносными для тех, кого считали наделенными необычными способностями. В Западной Европе, в особенности там, где проповедовали католичество, охота на волшебников достигла максимального размаха. Истребление волшебников наблюдалось и раньше, в особенности во времена процветания Римской империи или Древней Месопотамии, но тогда они не имели такого масштаба.

Исторические сведения о смертных казнях колдунов встречаются вплоть до XIX века. Активная фаза преследования насчитывает приблизительно 300 лет. Если верить историкам, то за весь этот период к смерти приговорили около 50 тысяч человек. Всего же было проведено около 100 тысяч процессов для выяснения отношения человека к магии и возможного сговора с «нечистым».

Сжигание ведьм на костре на территории Западной Европы

Самые страшные времена для людей, обладающих магическими силами, настали после издания Папой Римским указа (буллы) в 1494 году. Этот документ говорил о том, что с людьми, заключившими договор с Дьяволом, следует бороться, так как они несут опасность. На создание такого жестокого приговора всем магам Папу надоумил тогда известный инквизитор Генрих Инститорис (Крамер).

Этот человек славился тем, что отправил на сожжение не одну сотню магов. Широко популярная книга «Молот Ведьм» была создана под его руководством. Это издание было подробным руководством к тому, как распознать колдунью и как с ней бороться. Это страшное писание было запрещено еще в 1490 году католической церковью и не использовалось при разбирательствах с ведьмами.

Страны, которые были подвержены Реформации, проводили самое большое количество судебных разбирательств с волшебниками. Некоторые протестантские страны зашли еще дальше и издали ряд бесчеловечных законов, в сравнении с которыми католические еще можно было назвать «гуманными». К примеру, был издан указ об отмене апелляционных дел, если приговор был вынесен единожды, то его невозможно было обжаловать.

Одна из самых страшных казней случилась в XVI веке в Кведлинбурге. За один день там было казнено 133 мага. А на территории современных Польши, Чехии и Германии в те времена оборудовали специальные топки для казни ведьм. В таких печах были убиты 41 человек, в том числе и дети до 5 лет.

По сегодняшний день сохранилось историческое свидетельство, в котором описаны те страшные времена. Это письма, которые были предназначены графу фон Сальму, от одного священнослужителя. Там он описывал все события, которые происходили во времена поисков волшебников:

В качестве примера можно привести также 30-летнюю войну. Сражающиеся государства предъявляли обвинения друг другу в союзничестве с черными высшими силами. Эта война стала самым масштабным и долгим сражением на религиозной основе.

Предпосылки поиска и сожжения ведьм на костре

Современные историки часто задумываются, почему ведьм сжигали на костре, за что люди, обладающие магическим даром или невероятной красотой, были подвержены такому жестокому наказанию. Им удалось выяснить, почему указ Папы стал таким популярным среди людей, живших в те времена, и почему его поддержало большая часть населения. Существовали некоторые основания для охоты и казни.

XVI век, на который пришлось огромное количество смертных приговоров, был очень тяжелым для народа.  В это время происходили ужасные катаклизмы: войны, эпидемия чумы, отсутствие урожая, а как следствие всего – голод, напряженность. Кроме этого, власти повышали цены на все товары, что сделало жизнь людей еще тяжелее.

Современный человек может взвешенно оценить всю ситуацию в стране и в мире и найти объяснение всему происходящему, но средневековый житель пытался найти причину бед и горя во влиянии сверхъестественных сил. Ввиду отсутствия достаточных знаний в разных областях, все катаклизмы решили списать на колдунов и ведьм, которые за полученные силы благодарят Дьявола и насылают на людей мор.

Есть несколько теории, объясняющих, почему жгли ведьм на костре. Одни люди верят в существование страшных колдунов и в то, что не было от них другого спасения, как казнь. Другие считают, что за счет такого количества судебных разбирательств сильно обогащались работники судов.

Отношение к колдовству в средневековой Восточной Европе и России

Православные государства не были охвачены таким масштабным ажиотажем охоты на магов. За долгий период в триста лет гонения магов в России произошло около 250 судебных разбирательств, что несравнимо с количеством процессов по делам ведьм в другой части Европы.

Этому различию есть определенные объяснения. Православные священнослужители превозносили чистую духовность над грешной плотью. Их не пугали женщины, как телесная оболочка. В Западной же части за колдовство пострадали в большей степени именно женщины.

Для предотвращения самосуда во время православных проповедей священники старались как можно деликатнее затрагивать темы ведьмовства. Возможно, народ не был таким обозленным и ожесточенным из-за отсутствия такого масштаба эпидемий и кризиса, как в другой части Европы. Населению не нужно было искать мистических объяснений происходящей разрухе.

Казнь при помощи огня не только не прижилась на территории тогдашней России, но и вовсе была под большим запретом.

Так говорилось в судебном законе от 1589 года (Судебнике):

Имелось в виду, что любой, кто оскорбит мага, понесет денежное наказание.

Популярна была казнь с помощью воды. В Восточной части Европы обвиняемую топили в водоеме и ждали, пока тело не всплывет. Когда оно всплывало, то женщину объявляли виновной в сговоре с чертом. Считалось, что вода, которой крестят человека, должна принять к себе чистую душу, если же тело выталкивалось на поверхность, то душа считалась черной и порочной.

Ситуация на Американском континенте

Истории известны события, происходившие в городе Салем (Америка). Здесь за один судебный процесс к казни через повешенье были приговорены 19 человек, еще одного обвиненного придавили каменными плитами. Двести человек приговорили к аресту за подозрение в пособничестве Дьяволу.

Это, пожалуй, единственный случай масштабной охоты на магов на территории Америки. Но и ему ученые пытаются найти какое-либо обоснование. К примеру, существуют версии, что жители Салема были подвержены массовой истерии, страшной эпидемии болезни или масштабному одурманиванию.

Наказание за ведьмачество в древние времена

Во время казни колдунов в Месопотамии руководствовались кодексом Хаммурали. Он был создан в 1755 году до нашей эры. В этом сборнике законов впервые упоминается казнь с помощью воды. Однако в те времена в Месопотамии был популярным другой метод проверки на связь с Нечистым.

Для того, чтобы доказать свою невиновность, подозреваемому следовало погрузиться в священную реку. Если вода забирала его тело, то все, что имел обвиняемый, переходило во владения обвинителю. Если же потенциальному колдуну удавалось справиться с течением и выжить, то тот, кто заподозрил его в ведьмачестве, был казнен, а его имущество отдавали оправданному.

В Римской империи были другие способы наказания. Если в ходе разбирательства вина подозреваемого была доказана, и он/она не выплачивали пострадавшему материальную компенсацию, то его/ее подвергали такому же вреду, как и он/она причинили истцу.

Регламент, согласно которому к ведьмам и еретикам применялась очищающая сила огня

Инквизиторы сразу же не заготавливали костер для ведьмы. Сначала ее необходимо было допросить. Это делалось для того, чтобы обвиняемая сдала всех своих подельников. В те времена считалось, что колдуны собираются в группы для проведения шабаша, в одиночку ведьма не может существовать.

Каждый допрос был жестким и бесчеловечным. Для получения необходимой информации применяли самые жестокие виды пыток. Если во время получения информации подозреваемому удавалось сохранить жизнь, тогда уже дело направлялось на рассмотрение суда.

Пытки длились до тех пор, пока инквизиторы не добивались признательных заявлений от человека и пока обвиняемый не назовет хотя бы несколько имен своих союзников. Каждая пытка имела строгий регламент.

К примеру, если человек был обвинен в одном определенном преступлении, то к нему нельзя было применить более одного вида пыток. Существовало множество способов получить нужные сведения, которые не относились к пыткам (психологическое угнетение). Перед началом процесса колдуну проводили краткий экскурс по тому как, чем и в какой последовательности его будут пытать. Узнав такие подробности, многие люди пугались и сразу же давали признательные показания.

Если человека на долгое время лишали еды и воды, то такое наказание не относилось к разряду пыток. Чтобы еще более ожесточить условия жизни подозреваемых, их кормили очень соленой едой и не давали даже капли воды. Также, чтобы произвести устрашающий эффект, ведьмам и колдунам показывали, как пытают других людей. Не выдерживая морального давления, подозреваемые признавались во всем, что от них требовали.

На допрос одного заключенного было отведено определенное количество времени. Как и во все времена, власти пытались обойти закон и в тайне использовали запрещенные пыточные инструменты (как пример можно привести пытку под названием «Железная Дева»).

Также имели место и оправдательные приговоры. Оправдывали приблизительно половину от всех подозреваемых. Если представители церкви ошибались и обвиняли в ведьмачестве невиновного, то ему возмещали материальный ущерб за причиненные физические наказания.

Когда человек под давлением пыток признавался во всем, и суд посчитал его виновным, в таком случае практически всегда обвиняемого ждала смертная казнь. В XVIII – XIX веках также встречался такой вид приговора, как изгнание. Если суд был благосклонен к еретику, то перед сожжением заживо, его могли задушить и только после этого сжечь.

Также регламенту подвергалось и само устройство костра для казни. Его можно было соорудить двумя способами. Первый способ был более зрелищным, когда приговоренного помещали в верхней части, чтобы толпа могла пронаблюдать за мучениями волшебника. Такой способ был популярен и любим у инквизиторов из Испании. С помощью зрелищности власти показывали свое могущество и предупреждали колдунов о том, что каждый из них может быть следующим. Для произведения такого же эффекта осуществлялись и групповые сжигания.

История рассказывает о случаях, когда костер был затушен сильным ветром. Такое явление могло иметь две точки зрения: первая – Господь помиловал осужденных или спас невиновных, вторая – Сатана послал ветер, чтобы спасти своего последователя. В первом случае осужденных отпускали, а во втором – продолжали казнь. Приговор зависел от настроения толпы.

Второй способ был не таким зрелищным. Человека, обвиненного в использовании магии, облачали в пропитанную серой одежду и во весь рост обкладывали его дровами. Прежде чем испытать непереносимую боль и умереть от болевого шока, маг успевал задохнуться.

Казни с помощью костра стали особо популярными из-за того, что это было особое зрелище. Толпы народа собирались на площадях, чтобы поглазеть. Лишь только в конце XVIII века такой способ наказания стали считать бесчеловечным.

Когда в последний раз сожгли ведьму

Великобритания первой отменила охоту на ведьм. Максимум, что грозило колдуну, было один год лишения свободы. Такой указ вышел в 1735 году.

Другие страны также пересмотрели меры наказаний волшебников. Теперь обвинителю требовалось немало доказательств и свидетельств того, что человек имеет дело с Нечистым. В связи с этим резко сократилось количество судебных разбирательств.

Достоверно неизвестно, когда именно в последний раз принесли смертный приговор колдуну. Официально в истории отмечен 1775 год как последний год, когда была казнена ведьма. Ею стала Швегель Анна Мария. Девушку обезглавили в Германии.

В 1820 году суд вынес приговор подозреваемому в использовании магии в виде двухсот ударов розгами и удаления за пределы страны на срок в шесть лет.

Кем же на самом деле были инквизиторы

Инквизиторы – это особая каста священнослужителей, которые занимались делами, связанными с религиозными преступлениями. Эта организация была создана Папой Римским в начале XIII века.

Когда смертная казнь и пытки стали под запретом, организация была переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Такая организация существует и по сей день во всех странах, исповедующих католицизм.

В средние века в обязанности инквизиторов входило не только обвинение подозреваемых, но и защита невиновных. Они оберегали несправедливо обвиненных от возможного самосуда.

Почему для наказания был избран именно костер

Первой причиной, по которой использовался именно огонь, была зрелищность. Такая казнь служила способом давления на толпу и предупреждала о том, что не стоит использовать магию.

Вторя причина – человечество верило в очищающую силу огня. Приняв смерть таким способом, грешник мог очиститься от всего зла.

Третьей причиной можно назвать то, что люди боялись, что убитая ведьма сможет ожить и наказать своих обидчиков. А если развеять ее пепел по ветру, то она не сможет собраться воедино.

В теме, почему колдунов сжигали на костре, до сих пор остается много загадок. Наказания в средние века были очень жестокими и абсолютно негуманными. Большая часть понесших наказание за связь с Дьяволом, были совершенно невиновными людьми.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Ссылка на основную публикацию